Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Предметы естественно-математического цикла

Дата: 12 ноября 2015 в 16:03, Обновлено 17 ноября 2016 в 14:42

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования

«Скепнянский детский сад –

базовая школа Жлобинского

района»

                                                                                                        Н.И. Сокорева

 

План работы

УМО учителей  естественно-математического  цикла 

на  2016/2017 учебный  год

     Тема: «Компетентностный подход как возможность повышения качества образования»

Цель:

Создание условий для повышения эффективности преподавания предметов естественно-математического цикла и непрерывного совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерстваучителя через компетентностный подход в преподавании.

 

Задачи:

1.Проанализировать особенности традиционного и компетнтностного подходов к организации образовательного процесса;

2.Создать условия для повышения мотивации учителей к реализации компетентностного подхода в практической деятельности с целью повышения качества образовательного процесса;

3.Содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов по использованию в образовательном процессе  компетентностно-ориентированного подхода;

4.Разработать рекомендации по эффективному применению в педагогической практике компетентностного подхода.

ЗАСЕДАНИЕ  №1

Дата  проведения:       25.08.2016

Форма  проведения:  инструктивно-методическое  совещание.

ТЕМА:

Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования

Вопросы   для   обсуждения и изучения:

  1. Научно-методическое  и нормативное правовое обеспечение  образовательного  процесса  по  учебным  предметам  естественно-математического  цикла.

члены  УМО

  1. Анализ  работы  УМО  за  2015/2016  учебный  год.

Снигир Е.С.

  1. Обсуждение  плана  работы  УМО  на  новый  учебный  год.

                                                                               Боленкова В.Я.

Практическая работа:

1)Изучение инструктивно – методических писем Министерства образования РБ на 2016/2017 учебный год

2) Планирование открытых уроков, тем по самообразованию.

3) Обзор новинок методической литературы, дидактических материалов и т.д.

4) О подписке на издания предметной литературы, журналов, газеты.

Литература:

1.ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»

 

ЗАСЕДАНИЕ  №2

Дата  проведения:      18.11.2016

Форма  проведения:  круглый  стол

ТЕМА:   

Механизмы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе по предметам естественно-математического цикла.

Вопросы  для  обсуждения и изучения:

1.Реализация компетентностного подхода в современной школе: проблемы, поиски, перспективы.

                                                                                     Боленкова В.Я.

2. Сущность компетентностного подхода и его реализация в практике преподавания химии и биологии. 

                                                                                     Снигир Е.С.

3. Формирование предметных компетенций учащихся при изучении физики и информатики. 

                                                                                     Сокорева Н.И.

Практическая работа:

1.Подборка материалов для проведения контрольных срезов по предметам естественно – математического цикла.

2. Планирование мероприятий для проведения недели предметов естественно – математического цикла.

Литература:

1. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8–14.

2. Жук О. Л. Педагогическая подготовка студентов :компетентностный подход Минск : РИВШ, 2009.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2

ЗАСЕДАНИЕ  №3

Дата  проведения:    18.01.2017

Форма  проведения:  семинар - практикум

ТЕМА: 

Современные педагогические технологии, реализующие компетентностный подход в обучении и воспитании.

Подготовительный  этап: 

Практическая реализация компетентностного подхода в презентациях  разработок   уроков  по  математике,  физике,  химии.

Вопросы  для  обсуждения и изучения;

1.Система работы учителя по поэтапному внедрению компетентностного подхода на уроках химии и биологии в условиях допрофильной подготовки учащихся через проблемно-исследовательскую  деятельность.                             

                                                                                            Снигир Е.С.

2. Совершенствование педагогической техники компетентностного подхода  с учетом индивидуализации личности учащегося и принципа дифференциации в условиях допрофильного обучения.         

                                                                                         Боленкова В.Я.

  Практическая работа:

1.Демонстрация, обсуждение  и  анализ презентаций разработок  уроков, оценка  эффективности  представленных  методов ;

                                                                             Учителя-предметники                                    

2. Отчет  об  участии  учителей  УМО в  районных  конкурсах   по  предметам.                                                    

                                                                            Учителя-предметники                                    

Литература:

  1. И. С. Сергеев, В. И. Блинов Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности : практическое пособие– М.: АРКТИ, 2007. – 132 с. (Школьное образование).

2.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12

ЗАСЕДАНИЕ  №4

Дата  проведения:             20.04.2015

Форма  проведения:  деловая игра.

Тема:

Проектирование компетентностно-ориентированного урока

Вопросы  для  обсуждения и изучения;

  1. Компетентностный урок, его критерии, самоанализ

Боленкова В.Я.

Практическая работа:

1)Разработка рекомендаций учителям для формирования ключевых компетенций на уроках естественно-математического  цикла.

2)Деловая игра  «Разработка урока с применением компетентностно-ориентированного подхода»

Биология

Тема: Пресноводная экосистема - озеро. 6 класс. Автор - Снигир Елена Самуиловна

(Скачать)

Тема: Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе. 11 класс. Автор - Снигир Елена Самуиловна

(Скачать)

 

18. 11.2016

9 клас  Біялогія

Тэма: Шкілет верхніх і ніжніх канечнасцей. Першая дапамога пры пашкоджаннях шкілета

Мэта: прадоўжыць фарміраваць уяўленне аб асноўных аддзелах шкілета чалавека, выявіць узаемасувязь паміж будовай і функцыямі касцей;

развіваць уменне адзначаць асаблівасці шкілета, звязаныя з прамахаджэннем;

выхоуваць беражлівыя адносіны да асабістага здароўя і здольнасць аказаць першую дапамогу пры траўмах.

Ход урока: 1. Арганізацыйны момант.

2.Самастойная работа з вучэбным дапаможнікам па тэме “Шкілет канечнасцей”

3.Абагульняючая гутарка з мэтай выяўлення функцыянальных адрозненяў у будове канечнасцей. Пытанні: Што агульнае ў будове рук і ног чалавека?  Чым гэта растлумачыць? У чым адрозненні пояса верхніх і ніжніх канечнасцей? У чым прычына назіраемых адрозненняў?

У час гутаркі высвятляецца наступнае: косці ног масіўныя больш, чым косці рук, паколькі на іх прыпадае большая сіла цяжару; косці рук маюць большую ступень свабоды і рухомасці, чым косці ног. Злучэнне малой і вялікай галёначнай касцей не дазваляе галёнцы вярцецца так, як гэта адбываецца ў перадплеччы, дзе злучэнне прамянёвай і локцевай касцей забяспечвае вярчальны рух. Пальцы кісці маюць асобую рухомасць, яны удзельнічаюць у складаных рухах: пісьме, рукадзеллі, ігры на музыкальных інструментах… У кісці вялікі палец проціпастаўлены астатнім і мае самую вялікую функцыянальную нагрузку.

4. Дэманстрацыйны дослед: Вучням прапануецца дослед для высвятлення ролі проціпастаўлення вялікага пальца рукі астатнім. Неабходна дакрануцца ім да астатніх пальцаў той жа рукі. Гэтыя дзеянні робяцца без цяжкасці. Затым неабходна паспрабаваць зрабіць тое ж самае вялікім пальцам нагі. Да суседніх ён дакрануцца не можа, бо не супрацьпастаўлены ім.

Такім чынам, нага чалавека прыстасавана да апоры, рука - для ўтрымання прадметаў і выканання складаных рухаў.

5. Кантроль засваення матэрыяла: Падпісаць косці шкілета верхняй і ніжняй канечнасцей, паказаныя на малюнках (дадатак 1).

6. Адзначыць асаблівасці будовы шкілета, абумоўленыя прамахаджэннем і працоўнай дзейнасцю:

-мазгавы аддзел пераважае над тварным

- асаблівасці будовы шкілета і ўзаемадзеянне касцей забяспечваюць     падтрыманне раўнавагі

-пазваночнік мае выгіны

- грудная клетка пашырана ўбакі

-шырокі таз мае выгляд чашы, служыць апорай для органаў брушной поласці

-косці ніжніх канечнасцей больш масіўныя

- скляпеністая ступня змякчае штуршкі

-высокая ступень проціпастаўлення вялікага пальца астатнім.

7.Матэрыял вучэбнага дапаможніка па першай даўрачэбнай дапамозе пры пашкоджаннях шкілета вывучаецца самастойна і прадстаўляецца вучнямі ў форме запоўненай табліцы:

Пашкоджанні

Характэрныя прыкметы

Першая дапамога

Расцяжэнне звязак -  пры празмерных і неўласцівых дадзенаму суставу рухах

Рэзкі боль у вобласці сустава, рухі абмежаваныя, прыпухласць і згладжанасць контураў сустава

Спакой, тугое бінтаванне, холад на месцапашкоджання, дастаўка ў лячэбную ўстанову ў ляжачым стане

Разрыў сухажылляў - пры раптоўным скарачэнні мышцаў, пры рэзаных ранах у месцах, дзе мышца прымацоўваецца да косці або пераходзіць ў сухажылле

Востры боль у вобласці разрыву, функцыя адпаведнай мышцы парушана: немагчыма выканаць рухі ў бліжэйшых суставах, дэфармацыя канечнасці

Спакой, тугое бінтаванне, холад на пашкоджанае месца, дастаўка ў лячэбную ўстанову

Вывіх сустава - траўматычнае пашкоджанне, у выніку якога сустаўныя паверхні касцей зрушваюцца цалкам або часткова, сустаўная сумка разрываецца

Моцны боль у суставе, канечнасць у ненатуральным становішчы, рухі ў суставе ўскладнены або немагчымы.

Забеспячэнне нерухомасці месца пашкоджання, прыём абязбольвальнага прэпарату, дастаўка ў лячэбную ўстанову.

Пераломы канечнасцей - частковае або поўнае парушэнне цэласнасці косці пад дзеяннем механічнай сілы:

а) закрыты - скура не пашкоджана

б) адкрыты - скура пашкоджана, з раны бачны абломкі косці

Рэзкі боль, змяненне становішча, формы або даўжыні канечнасці, парушэнне яе функцыі, ацёчнасць, кровападцёкі, крывацёк

Забеспячэнне нерухомасці і фіксацыя пашкоджанай канечнасці (накладанне шыны); адкрытыя пераломы закрыць стэрыльнай павязкай, у выпадку крывацёку - сціскаючай ватна-марлевай павязкай; дастаўка ў лячэбную ўстанову.

8. Афішаванне

9. Практычная работа: Налажыць шыну на пашкоджаны ўчастак па заданні настаўніка.

10.Замацаванне: Растлумачыць, чаму выкарыстоўваецца шына, чаму пад яе падкладаецца мяккі матэрыял, чаму змочаную ёдам сурвэтку нельга прыбінтоўваць да раны, чаму нельга вывіх упраўляць неспецыялісту?

11. Дамашняе заданне:  матэрыял параграфа, паведамленне аб аказанні дапамогі пры траўмах грудной клеткі і вобласці таза.

12.Падвядзенне вынікаў урока.Выстаўленне адзнак.

13.Рэфлексія.

 

 

 

20 февраля 2016 года

Вопросы к интеллектуальному конкурсу «А ларчик просто открывается…»

1.Какая змея самая ядовитая?   Королевская кобра. При укусе она выделяет дозу яда в 120 раз больше, чем надо, чтобы убить человека.    

2.Почему у журавля только 1 птенец?  Журавли откладывают 2 яйца, но птенец у них остается 1. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого.  (Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль, 1997)

3.Оправдывает ли буревестник свое имя? Буревестник считается птицей, которая предвещает бурю. В большинстве случаев он не ошибается. 

4.Какая птица лает, как собака? Звуки, похожие на лай собаки, издает самец полярной куропатки, чтобы отпугнуть хищников от выводка.

5. Какая пролетная стая обещает снег?  По народной примете, через день-два, после того, как пролетели гуси, нужно ждать снегопада. (Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. -Ярославль, 1998)

6.Кто из насекомых является настоящим виртуозом в полете?    Стрекозы

7.Что такое галлы?  Это наросты на ветках, листьях, вызванные вторжением низших грибов, червей, клещей, насекомых.

8.Что делают божьи коровки зимой? Зимой божьи коровки сбиваются в небольшие группы под камнем, на дереве. Они живут и дышат, пока температура не опустится  до - 16 градусов по Цельсию.

9.Кто лучше видит  - пчела или муха? Лучше видит муха, потому что пчела не отличает  красный цвет от черного, а зеленый - от желтого. А муха различает.   (Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. - Ярославль, 1998)

10.Кто такой фуро?  Это одомашненный альбинос обычного черного хорька.

11.Какую кошку древние викинги считали священным животным? Священным  животным древние викинги считали норвежскую лесную кошку.

12.Кошек какой породы считали в средние века ведьминым отродьем? Британскую черную -  за абсолютно черную шерсть и желтые глаза.

13.Нужно ли купать кошку? Обычно кошки не нуждаются в купании. Они очень чистоплотны и сами следят за чистотой своей шубки.

14.Умеет ли верблюд плавать?  Не умеет, и на глубоком месте сразу идет ко дну.

15.Безобиден ли уж?  Ужи не ядовиты, но при поимке испражняются. Эти испражнения имеют очень неприятный запах. А кроме того , уж может больно кусаться.   (Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных, Ярославль, 1997)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Боленкова В. Я. -- учитель математики

Алгебра 9 класс

Тема: Решение задач на применение арифметической прогрессии

Цель:

предполагается, что учащиеся к концу урока научатся использовать и самостоятельно применять знания об арифметической прогрессии для построения и интерпретации математических моделей  задач 3 – 4 уровня сложности.

Задачи урока:

Образовательная: отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков через решение нестандартных задач.

Развивающая:  формирование умений видеть связь, устанавливать аналогию, осуществлять перенос знаний в новые условия.

Воспитательная:  содействовать самореализации каждого учащегося в зависимости от его способностей и возможностей.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Форма урока: урок –  практикум

Девиз урока: «Progressio – движение вперёд!»

 

Оборудование урока :

  1. учебник  «Алгебра 9», А. П. Кузнецова и др., 2008 г.

     2.  учебник «Алгебра – 9», Ананченко К. А. , 1999 г.

  1. мультимедийное оборудование
  2. таблицы
  3. презентация
  4. оценочный лист

Оформление доски

Тема

Цель

Оценочный лист

имя

дз

уст.

ра-

бо-

та

таб

ли

ца

1,

3,

5

Сам

раб

2,

4

о

т

м

е

т

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

Progressio – движение вперед!

 


План урока

1.  Организационный момент   (тема, обучающая цель,

     формирование мотивации)                                                      2 мин.

2.  Проверка домашнего задания                                                 2 мин

3.  Актуализация опорных знаний и умений                              5 мин.

4.  Решение задач на построение модели

     арифметической прогрессии (перенос знаний)                  15 мин

5.  Физкультминутка                                                                    1 мин.                                                                                                                  

5.  «Мозговой штурм»  (анализ условия задач, модель) +

       самостоятельная работа +защита                                       13 мин                                                                                                                                                                                                                          

6.  Домашнее задание (разноуровневое,  на выбор)                  3 мин

7.  Подведение итогов  (оценка работы  учащихся,

     самооценка, выставление отметок )                                       2 мин

8.  Рефлексия.                                                                                2 мин

 

Ход урока

Организационный момент

Слайд №1

Всех приветствую и приглашаю продолжить работу с арифметической прогрессией. В вашем арсенале достаточно решенных опорных  задач на непосредственное применение арифметической прогрессии. А поскольку прогрессия есть движение вперед, то предстоящий урок это покорение более сложных, незнакомых, неожиданных препятствий,  используя имеющееся  снаряжение: теоретическую  подготовку, опыт, упорство, интерес и креативность мышления.

А сейчас, пожалуйста, сформулируйте  цель урока, используя мое  пафосное высказывание.

Да, действительно, наша цель  научиться решать  разнообразные нестандартные задачи  и упражнения, на применение  арифметической прогрессии.

Как видите, предстоит непростое, но увлекательное движение вперед – Progressio! А пока проверим наше снаряжение, т. е. нашу готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

Учащиеся сверяют свои решения с решением задач на слайде №2 и отвечают на вопросы учителя по ходу проверки:

Какие числа называются натуральными? Какие числа называются кратными 3? Сколько таких чисел? Признак делимости на 3?

Какая прогрессия (конечная или бесконечная) задана? Что надо знать, чтобы решить эту задачу?

Слайд №2

 

Проверка завершается оценкой и заполнением первого столбца оценочного листа

Актуализация опорных знаний и умений

Фронтальный опрос, работа с материалом презентации, мотивация учебной деятельности.

Слайд №3

Оценка устной работы, заполнение второго столбца оценочного листа

 

Слайд №4

Решение опорных задач

 

Слайд №5

Проверьте заполнение таблицы:

 

 

 

 

Оценка работы с таблицей, заполнение третьего столбца оценочного листа

Решение задач

Сегодня на уроке коллекция из пяти задач на применение арифметической прогрессии. Знакомимся:

Слайд №6

Обратите внимание, что в условиях задач отсутствует словосочетание арифметическая прогрессия. Вам необходимо установить аналогию, увидеть связь условия с арифметической прогрессией, а возможно и саму арифметическую прогрессию. Все задачи – это реальные математические ситуации, по которым можно составить математическую модель арифметической прогрессии. Решение таких задач осуществляется в три этапа:

**составление математической модели

**работа с составленной моделью

**ответ на вопрос задачи

 

Рассмотрим образец решения на примере  задачи №1. на  Слайде №7

( подробное  обсуждение: условия задачи; составления математической модели;  приведенного решения; оформления)

Слайд №7

Есть ли вопросы по решению?

Была ли задача сложной?  На каком этапе?

Почему, из двух найденных значений времени, 57 часов не включены   в ответ?

 

Физкультминутка

И, снова, вперед! Делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения», и помните: вместе с вами сегодня мы движемся только вперед. Попробуем вместе решить следующую задачу.

( у доски учащийся; коллективное моделирование арифметической прогрессии; решение; оформление)

Задача №3 (8 баллов)

Во время распродажи с 21 июня по 30 июня количество проданных холодильников ежедневно увеличивалось на одно и то же число. При этом с 21 июня по 24 июня было продано 460 холодильников, а с 23 июня по 26 июня  -- 700 холодильников.  Сколько холодильников было продано за все время распродажи?

Решение

Вопросы учителя

Решение                      

1.Последовательность каких чисел составит арифметическую прогрессию?

2.Какая величина будет первым членом, разностью?

3. Продажа холодильников осуществлялась в два этапа? Какую роль вы отведете этому факту?

 

4.Имеем два уравнения с двумя неизвестными. Значит решаем с помощью ….

 

5.Какой метод решения системы будете применять?

Почему?

 

 

 

 

 

 

 

6.Достаточно ли данных, чтобы найти сумму?

7. Какие знания вы применили, чтобы решить задачу?

8.Почему эта задача сложнее предыдущей?

Последовательность проданных  холодильников составляет арифметическую прогрессию (а<sub>п</sub>). Ее первый член а<sub>1</sub> – количество проданных холодильников 21 июня, а разность  d –  величина, на которую каждый день увеличивалось количество проданных холодильников.

Количество проданных холодильников с 21 по 24 июня. Это сумма четырех первых членов:

4a<sub>1</sub> + 6d = 460, 

количество проданных холодильников c 23 по 26 июня. Это сумма четырех членов с третьего по шестой: 4a<sub>1</sub> + 14d = 700,

составим систему уравнений:

      4a<sub>1</sub> + 6d = 460, 

      4a<sub>1</sub> + 14d = 700.

 

Решим систему методом сложения, вычитая из второго уравнения первое:

 

      4a<sub>1</sub> + 6d = 460, 

       8d = 240;

 

 

      4a<sub>1</sub> + 180 = 460, 

        d = 30;

 

а<sub>1</sub> = 70,  d = 30;

количество проданных за все время холодильников – сумма десяти первых членов данной арифметической прогрессии:

S<sub>10</sub> = (140 + 270) : 2 × 10 = 2050.

Ответ: 2050 холодильников продано

Переходим к заданию №5, где надо решить уравнение.

Ребята, вспомните тему и цель урока!

 Знания, полученные при изучении прогрессии, можно применять и для решения уравнений. Предупреждены – значит вооружены!

Ищем в уравнении присутствие арифметической прогрессии …

Что подсказывает вам идею применения арифметической прогрессии?

Какие ваши предложения по поводу решения уравнения, представленного в столь нетрадиционной форме?

 (у доски 2 – е учащихся; самостоятельное моделирование арифметической прогрессии; решение; оформление)

Задача №5 (9 баллов)

Решите уравнение:    х<sup>2</sup> + 4х<sup>2</sup> + 7х<sup>2</sup> + 10х<sup>2</sup> + … + 58х<sup>2</sup> = 1180

 

(1 учащийся)    Решение

 

 

(2 учащийся)    Решение

 

Запишем данное уравнение в виде:

х<sup>2</sup> (1 + 4 + 7 + 10 + … + 58) = 1180,

Числа 1, 4, 7, 10, …, 58 образуют конечную арифметическую прогрессию,

где а<sub>1 </sub>=1,  d = 3, a<sub>n</sub> =58?

n = (a<sub>n </sub>– a<sub>1</sub>) : d + 1 = (58 – 1) : 3 + 1 = 20,

S<sub>20</sub> = (а<sub>1</sub> + а<sub>20</sub>) : 2 × n = (1 + 58) : 2 × 20 = 590.

Таким образом  590х<sup>2  </sup>= 1180, откуда х<sup>2</sup> = 2, значит х = −  или х = .

Ответ:  х = −  или х = .

 

Левая часть уравнения – сумма арифметической прогрессии, где

a<sub>1 </sub>= х<sup>2</sup> , a<sub>n</sub> = 58х<sup>2 </sup>, d = 3х<sup>2 </sup>, S<sub>n</sub> = 1180

найдем n = (a<sub>n</sub> – a<sub>1</sub>) : d + 1 = х<sup>2 </sup>(58 – 1) : 3х<sup>2 </sup> + 1 = 20,

Составим уравнение:

1180 = 590 х<sup>2 </sup> откуда

х<sup>2</sup> = 2, значит х = −  или х = .

Ответ:  х = −  или х = .

 

 

Ребята, мы рассмотрели решения трех заданий  3 – 5  уровней сложности на применение арифметической прогрессии.

Готовы ли вы к самостоятельной работе с подобными задачами?

Если есть неуверенность, можете объединить усилия с другом.

Предлагаю оставшиеся две задачи №2 и №4 решить самостоятельно, но предварительно проведем  «мозговой штурм» идей и предложений по решению задач.

Слайд №8

Решаем задачу №2

Почему эта задача  на применение арифметической прогрессии?

Какие составляющие арифметической прогрессии даны?

Какую величину надо найти?

Достаточно ли данных? Приступайте к решению.

РЕШЕНИЕ.

Введём в рассмотрение арифметическую прогрессию

а<sub>1</sub>, а<sub>2, </sub>а<sub>3, </sub>а<sub>4, … , </sub>а<sub>n</sub>      каждый член которой означает длину дистанции стайера в n -й день подготовки. По условию задачи разность d этой прогрессии равна 20.

Если n – количество дней подготовки бегуна, a S<sub>7 </sub>– сумма первых 7 членов введённой прогрессии, то условие задачи равносильно выполнению системы

       S<sub>n</sub> =85500,

       2S<sub>7 </sub>=S<sub>n</sub> –S<sub>n</sub><sub>-7</sub> .

Выразим  в системе уравнений S<sub style="line-height: 1.6em;">n</sub><sub style="line-height: 1.6em;"> ,</sub> S<sub style="line-height: 1.6em;">7 </sub>, S<sub style="line-height: 1.6em;">n</sub><sub style="line-height: 1.6em;">-7 </sub>через а<sub style="line-height: 1.6em;">1 </sub>и d и решив эту систему получим квадратное уравнение  n<sup style="line-height: 1.6em;">2 </sup>– 7n -2850 = 0? Получим корни: n<sub style="line-height: 1.6em;">1 </sub>= -50 (не подходит по смыслу задачи),  n<sub style="line-height: 1.6em;">2 </sub>=57 является ответом.

Ответ: 57 дней

Кто желает представить свою версию решения задачи №2? Защита решения на доске.

 

Решаем задачу №4 

Проанализируйте условие задачи.

Представьте реально ситуацию, описанную в задаче.   

Вы увидели арифметическую прогрессию? 

Составьте математическую модель.

Какую знаменитую задачу напоминает вам эта задача?

Решение

Количество листов – 32, страниц – 64

Следовательно, количество членов арифметической прогрессии   n = 64,

d = 1, a<sub>n</sub> = 1 + 63 = 64 .

На левой части двойного листа страницы пронумерованы с начала, а на правой – с конца журнала. Поэтому сумма номеров везде равна

1 + 2 +63 + 64 = 130.

Ответ: 130

Защита решения задачи №4 на доске

Итак, задачи  решены, жду ваши вопросы, предложения, претензии ….

Подвожу итог самостоятельной работы. Оцениваю.

Домашнее задание

Предлагаю домашнее задание, информирую об особенностях  заданий, степени схожести, сложности. Обязательными являются два задания на выбор из четырех предложенных.

Слайд №9

Итог урока

Комментирую и оцениваю работу учащихся на уроке, отмечаю наиболее удачные ответы, объяснения, проявления неординарности мышления, смелые предположения, удачные обобщения и т.д.  Анализирую и учитываю результаты оценочного листа. Ставлю отметки в журнал и дневники.

Рефлексия результативности

Ребята! На обратной стороне доски (открываю) записаны незаконченные мысли. Незаконченные потому, что работа по решению прикладных задач из различных сфер деятельности человека с помощью арифметической прогрессией продолжится на факультативе. Оставьте в качестве  PS к  уроку одну из них, которая наиболее  точно характеризует ваши успехи и настроение  по завершению урока. Но, помните, движение вперед продолжается …

все так непросто …

не все так просто …

не все так сложно …

все так несложно, скорее просто … …

все умею, все могу и даже другу помогу …

Спасибо за урок, ребята.  Вы сегодня хорошо потрудились. До встречи на факультативном занятии по этой же теме.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Бленкова В.Я. – учитель математики ГУО «Скепнянский детский    сад – средняя школа Жлобинского района» стаж работы 33 года.   

Важнейшим компонентом процесса учебно-познавательной деятельности учащихся считаю развитие мышления.

  А процесс изучения математики приводит к умению логически, доказательно мыслить. Учащимся постоянно напоминают, что изучаемый материал надо, прежде всего, хорошо понять. Но какую мыслительную деятельность должны они при этом выполнять? На этот вопрос, как правило, им не дают никаких разъяснений. Между тем, только  владея определенными приемами мыслительной деятельности, учащийся может логически, с должным пониманием запомнить программный материал. В противном случае он прибегает к зубрежке.

Развитие мышления учащихся, т. е. формирование у них умений и навыков применения различных приемов мыслительной деятельности, осуществляю следующими этапами:

  1. Знакомлю учащихся с отдельными мыслительными приемами. Причем знакомлю с этими приемами обязательно в процессе изучения соответствующего материала.

Пример: прием мысленного составления плана

 Геометрия:  доказательство теорем является сложным процессом для ребят, а ведь умение доказывать превращает знания в убеждения. Провожу доказательство, предлагаю тут же доказать самим (справляются единицы), составляю план готового доказательства, предлагаю тут же доказать с помощью этого плана (уже намного лучше).

Совместно с учащимися приходим к выводу, что прием, с которым сегодня познакомились в процессе изучения новой темы, не потребовал лишней траты времени. Более того, этот прием облегчил понимание. Доказываю следующую теорему, задаю на дом составление плана доказательства с возможностью использования при ответе на следующем уроке. Результат достигается не сразу. Но нужно терпение и настойчивость и время.

  1. Выбор того или иного мыслительного приема осуществляю в зависимости от содержания изучаемого материала. Поэтому в дальнейшем, когда учащиеся повторно встречаются с этим приемом, напоминаю, что прием нам уже знаком и где он встречался.
  2. Учу комплексному использованию различных мыслительных приемов во всевозможных комбинациях друг с другом.

В дальнейшем вырабатываю привычку самостоятельного применения мыслительных приемов. Для этого постоянно напоминаю о целесообразности тех или иных действий, если учащиеся забывают это.

Главным инструментом деятельности учителя, считаю его величество – Вопрос. Вопрос учащимся начинаю не с традиционных слов (скажите, назовите, расскажите, дайте определение и т.д.), которые требуют от учащихся лишь простого воспроизведения знаний, а с таких, которые адресуются главным образом мышлению учащихся, заставляют учеников в процессе ответа совершать те или иные мыслительные операции.

Пример: геометрия «Четырехугольники». Ставлю цель проверить знание определений, свойств и признаков. Работаю с готовыми чертежами. Черчу четырехугольники. Ввожу данные, постепенно увеличивая их количество от фигуры к фигуре. Прошу найти среди них ромб, докажи, на основании чего, а какого условия не достает чтобы этому четырехугольнику превратиться в ромб, а если бы …, то что и т.д.

Характерной особенностью таких вопросов - упражнений является чередование примеров и контрпримеров ( прием примеров и контрпримеров). Выполнение подобных упражнений ведет к активизации мыслительной деятельности  учащихся и вспоминанию и свойств и признаков и в конечном итоге приводит к продуктивному запоминанию. Учащиеся обычно легко запоминают примеры, приведенные в учебнике, но с трудом подбирают собственные примеры. Нужно приучать школьников приводить свои примеры и контрпримеры.

 Пример: задаю вопрос: Является ли утверждение, что две непересекающиеся прямые в пространстве параллельны верным. Нет. Чтобы не согласиться, опровергнуть, отвергнуть достаточно примера для опровержения.

Особенно полезны «качественные» вопросы, предполагающие решение в уме, без длинных выкладок. Применяю набор разнообразных простых вопросов, ответы на которые требуют размышления, неформального анализа, прикидок, сравнений, догадок, а не поиска в памяти известного алгоритма решения знакомого класса задач. Считаю, что для  развития мышления именно следующие типы вопросов должны преобладать на уроке.

  1. Вопросы на сравнение.(полное или частичное)

(В чем сходство и различие между пирамидой с основанием квадрат, высота проходит через точку пересечения диагоналей и пирамидой с основанием прямоугольник высота проходит через точку пересечения диагоналей?) ответ на этот вопрос требует от учащегося сопоставления видовых и родовых понятий, установление связей между ними, отбор признаков для определения понятий, умения обобщить и сделать вывод.

2. Вопросы, требующие установления основных характерных черт, признаков понятий и предметов.(Следует ли из равенства всех сторон многоугольника, его правильность?; Является ли перпендикулярность диагоналей характерным признаком ромба? Кстати среди ответов был и контрпример.)

3. Вопросы на установление причинно-следственных связей.(Как изменится площадь квадрата, если длинна стороны увеличится в 2 раза?)

4. Вопросы, требующие подведения частного (особенного) под общее.(Что общего в конусе, цилиндре, шаре?)

5. Вопросы, требующие применения общего к конкретному.(Как получить теорему Пифагора из теоремы косинусов?)

6. Вопросы, требующие установления справедливости обратного утверждения. (будут ли корни уравнения ф(Х)=У(Х) корнями уравнения 2Ф(Х)=2У(Х))

        Стараюсь на каждом уроке отводить время (пусть и небольшое) для «неалгоритмических» задач, будящих воображение, фантазию, развивающих мышление, интуицию, а не просто формирующих  умения и навыки. Это задачи Международного конкурса «Кенгуру», занимательные задачи, проблемные задачи, содержащие какой-то математический подвох, противоречие с теоремой и т.д.

       Учитываю, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Практикую создание проблемных ситуаций, неправильных решений,  включаю изученное понятия в различные связи и логические отношения с другими понятиями, обучаю учащихся правильно рассуждать на неправильных чертежах.

В обучении способам мыслительной деятельности :

  • использую индивидуальные особенности каждого ученика;
  • планирую развивающее целеполагание на всех этапах урока;
  • практикую работу с моделями, рисунками, схемами, опорными сигналами;
  • усиливаю развивающие функции задач (расширяя диапазон вопросов, к-во неизвестных, показывая чертеж в различных ракурсах, решение несколькими способами, выбор рационального способа решения), используя обучающие задачи;
  • в каждом ученике поддерживаю веру в себя, в свои способности и возможности;
  • использую  внеклассную работу как необходимое продолжение работы по развитию мыслительных способностей.

(штурм задачи)

В заключение отмечу, что работа приносит удовольствие, а дети меня радуют, они хотят учиться, они активны, принимают участие в олимпиадах. В Международном конкурсе «Кенгуру» ежегодно принимает участие от 30 до 50 процентов, и занимают призовые места в районе, им нравиться, но дорого.  Учащиеся старших классов стремятся к образованию, посещают факультативы, дополнительные занятия, учатся на заочных курсах при университетах, в заочной республиканской школе при Академии последипломного    образования.  Выпускники успешно сдают тестирование, становятся студентами, они востребованы и самодостаточны,  они мыслящие, самостоятельные граждане нашей страны.

 

 

 

<script></script><script></script><script></script>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.