Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методическое объединение начальных классов и дошкольной группы

Дата: 12 ноября 2015 в 16:11, Обновлено 30 марта 2017 в 12:11

Тема:  Иван Соколов – Микитов « Лесные сторожа»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения: фронтальная работа с использованием парной и групповой форм деятельности.

Цели:  формировать  умение  раскрывать  идейно- художественный смысл произведения через содержание текста; развивать умения читать правильно, осознанно и выразительно; создать условия для развития у детей  философского видения мира; содействовать воспитанию у них гуманного отношения ко всему живому.

Оборудование: картинки с изображением героев рассказа; портрет писателя,

карточки с ключевыми словами; карточки для работы в паре, в группах.

                               Ход урока

1 Мотивационный момент

      Создание позитивного эмоционального состояния у детей.

--- Улыбнитесь друг другу! Выскажите свои пожелания на урок.

2  Этап проверки  домашнего  задания.

  1. Дыхательная разминка. Упражнение «Пёрышко»
  2. Речевая  разминка, направленная на расширение поля зрения. Чтение слогов со сменой интонации, темпа чтения.
  3. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания осуществляется  по сказке В.Бианки «Синичкин календарь. Июнь»

Загадка:  Спинкою зеленоватая,

                Животиком желтоватая,

                Чёрненькая шапочка

                 И полоска шарфика. (Синица)

---Героиней какого произведения является синичка?

--- Кто автор этого произведения?

--- Назовите всех персонажей сказки.

4) Выборочное чтение

Прочитайте  эпизоды: «Встреча Зиньки и дятла»,  « Встреча Зиньки и куропачьего петушка»,  «Встреча Зиньки и зайца», «Зинька и старый воробей»

  1.   Лексическая работа

--- Что означает выражение «солнце в самой силе»?

  1.   Составление совета для синички.

  --- Почему синичка не могла понять такого поведения лесных жителей?

--- Представьте, что синичка сейчас перед вами, какой совет вы можете ей дать?

                                     Стадия вызова

3   Этап  актуализации субъектного опыта  учащихся

  1. Работа над пословицей

Чтение с антиципацией

На доске пословица закрыта полоской бумаги так, чтобы буквы были видны сверху и снизу. По видимым частям букв учащиеся догадываются о содержании пословицы.

-- Прочитать пословицу «про себя».

-- …. шёпотом.

-- … хором – громко

--- Объясните смысл пословицы.

Книга твой друг – без неё как без рук

  1. Сообщение  темы урока.

-- Расширять представления об окружающем мире мы продолжим сегодня. И поможет нам в этом работа над новым произведением. О ком мы будем сегодня читать, вы узнаете, отгадав загадки:

  а)   Птица чёрная сидит

              на лохматой ёлке

              -- Кар!- всё время говорит

              Клюв – страшней  иголки.  (Ворона)

б) Совершая в небе круг

             Крикнул громко, звонко: - Крух!

             Осторожный, телом чёрен,

             Ищет падаль старый … (Ворон)

--- Как вы догадались, что это за птицы?

--- Что вы знаете об этих птицах?

Рассказ, который мы будем читать, называется «Лесные сторожа». Его автором является Иван Соколов – Микитов.

Какие цели  урока поставим перед собой?

  1. Антиципация.

--- Прочитайте ключевые слова.

      Ворон, лесные сторожа, лесные разбойники.

--- О чём будет рассказ?

Прогноз по ключевым словам.

--- Кто такой сторож?

--- Как вы считаете, кого охраняют в лесу наши «лесные сторожа»?

4)  Словарная работа

          Чуткий, зоркий, разорила, хоронясь.

                            Стадия осмысления

4           Этап изучения нового материала

  1. Чтение с остановками. (Чтение учителя)

 Вопросы:

    --- Как характеризует лесных воронов писатель?

   --- Как ведут себя птицы,  завидев в лесу волка?

   --- Чем может навредить волк лесным жителям?

   --- Как автор называет волка?

   --- Кого называют разбойниками?

   --- Кого в лесу еще считают разбойницей?

Что будет дальше? Как вы думаете? (продолжение чтения)

Вопросы:

--- Где заметили вороны лисицу?

--- Как вы думаете, что делала лисица около лесного озера?

--- Куда лисица пробиралась? Как она шла? Как это её характеризует?

--- Объясните причину, почему волк и лисица пугаются зорких воронов?

--- Верны ли были наши предположения о содержании рассказа по ключевым словам?

--- О чём этот рассказ?

Физкультминутка

5   Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности.

Повторное чтение

          1)Чтение «про себя»;

          2)  Чтение «цепочкой»

--- Почему автор называет воронов зоркими лесными сторожами?

--- Как писатель относиться к этим умным птицам? Какие слова на это указывают?

 --- Найдите в тексте начало и конец отрывка, который проиллюстрирован.

--- Какую ещё картину можно нарисовать к тексту?

6  Этап закрепления новых знаний и способов деятельности 

   Восстановление текста (работа в парах)

  • чуткая и умная птица;
  • сдобычею в зубах;
  • хоронясь в кустах;
  • закружились над разбойником;
  • закричали во все горло;
  • уши прижал;
  • тихонечко пробиралась;
  • на берегу озера;
  • обидела птенцов;
  • спряталась в тёмный лес.

У детей карточки со словосочетаниями из текста, расположенными в произвольном порядке. Необходимо расставить словосочетания последовательно, т.е. по тексту.

-- Прочитайте, что у вас получилось (Одна из пар зачитывает , остальные проверяют).

7  Этап обобщения и систематизация знаний и способов деятельности

Работа в группах:

   1-я группа: составление синквейна о вороне;

   2-я группа: составление синквейна о волке;

   3-я группа: составление синквейна о лисице.

8Этап контроля и самоконтроля

Тест   «Да или нет»

1) Ворон самая чуткая и умная птица?

2 ) Вороны зоркие лесные сторожа?

3) Волк смело несёт свою добычу?

4) Птицы тихо сидят при виде волка?

5) Лисица много разорила гнёзд?

6) Всё закончилось благополучно?

Вывешивается ключ, по которому учащиеся проверяют и исправляют свои  ошибки

9  Этап подведения итогов учебного занятия.

--- Какой рассказ читали на уроке?

--- Кто автор?

--- Что интересного вы узнали из рассказа?

--- Зачем нужно это знать?

-- - Что вы почувствовали, читая этот рассказ?

10 Этап рефлексии

--- Мы достигли целей урока?

Разместите своих птичек на ёлочке. На нижние веточки – если вам на  уроке не всё было понятно, на средние - вы активно работали на уроке и вам всё было понятно; на верхние – вы работали на уроке и можете рассказать этот рассказ кому – ни будь из друзей или дома.

Рефлексия содержания учебного материала

    Приём незаконченного предложения.

Мне понравился (не понравился)  и почему

11 Этап информации о домашнем задании

      С. 84-85;  1) Выразительно читать рассказ;

                        2) Пересказать рассказ

Литература:

1  Короткевич З.В.  Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма   \ - Мозырь: Содействие ,2009 год.

2 Стремок  И.М. Литературное чтение: учебник для учащихся 2-го класса \ - Минск: Национальный институт образования,2016 год.- Ч 2

3 Шарыгина Т.А. Птицы. Какие они?\ - М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2006

ГУО  «Скепнянский  детский  сад – базовая  школа  Жлобинского  района»

ЭКСКУРСИЯ  В ЗИМНИЙ   ЛЕС

для  учащихся  1  класса

« Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает»

Вид  экскурсии:  пешеходная

                                                                           Разработала

                                                                         Пикуль  Марина  Николаевна

                                                                        учитель  начальных  классов

Скепня,  2015г.

ТЕМА:      « Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает»

 Экскурсия  в зимний лес

          ЦЕЛЬ:   ознакомление учащихся с приспособлениями растений  и  животных к жизни в зимних условиях, перенесению ими неблагоприятных условий сезона с изменением экологических связей у животных в зимнее время;

ЗАДАЧИ:  продолжить развитие у детей  умений вести наблюдения за растительным и животным миром в зимних условиях;  воспитывать и прививать любовь к ним, желание помогать птицам и животным, своевременно подкармливать их; объяснять причины наблюдаемых сезонных изменений  в природе.

ОБОРУДОВАНИЕ :  компас, линейка, увеличительное  стекло, небольшая лопатка ,блокнот, карандаш, подкормка для  птиц.

Правила  поведения:  повторение  общих  требований  к  правилам  поведения  во  время  экскурсии,  добавить  информацию  об  особенностях  экскурсии  и  поведении  в  зимнее  время,  стараться  двигаться  по  тропе,  не  бросать  снежки  и  не  есть  снег.

Вид  экскурсии:  пешеходная.

Ход  экскурсии:

  1. Вступительная  часть.

Ребята,  сегодня  мы  отправимся  на  экскурсию  на  природу.  Мы  пойдем  с  вами  в  наш  лес,  чтобы  больше  узнать  нового  о  растительном  и  животном  мире  зимнего  леса,  об  изменениях,  которые  произошли  в  эту  пору  года.  Впереди  нас  ждут  интересные  знакомства.

А.С. Пушкин  в  своем  стихотворении  писал:

Вот  север,  тучи  нагоняя,  дохнул,  завыл –

И  вот  она  идет  волшебница  зима.

Пришла,  рассыпалась;  клоками  повисла  на  суках  дубов

Легла  волнистыми  коврами  среди  полей,  вокруг  холмов.

Брега  с  недвижною  рекою  сравняла  пухлой  пеленою.

Блеснул  мороз. И  рады  мы  проказам  матушки  зимы. 

 - Как  автор  называет  зиму  в  своем  стихотворении?

 - Какие  изменения  произошли  в  природе  с  её  приходом?

 - Поймайте  несколько  снежинок  на  руку  и  рассмотрите  их. Чем  они  отличаются  друг  от  друга  и  в  чем  их  сходство?  Почему  они  тают,  попав  на  наше  лицо?

Остановка 1 – «Зимний  лес».

-Послушайте  голос  леса,  посмотрите  вокруг. Какая  тишина. Где-то  вдали  раздается  стук  дятла. Почему  так  тихо  стало  зимой  в  лесу? Чем  отличается  зимний  лес  от  летнего?  Какие  деревья  стоят  вдоль  дороги? Назовите  их.

С. Есенин  писал:

           Поет  зима – аукает,

           Мохнатый  лес  баюкает

           Стозвоном  сосняка.

           Кругом  с  тоской  глубокою

           Плывут  в  страну  далекую

           Седые  облака.

           А  по  двору  метелица

           Ковром  шелковым  стелется.

           Но  больно  холодна.

           Воробышки  игривые,

           Как  детки  сиротливые,

           Прижались  у  окна.

Остановка 2 – «Птичья  столовая»

Дети  останавливаются  около  старого  дерева – «столовой»  дятла.

- Назовите  зверей  и  птиц  нашего  леса.

- Чем  питаются  зимой  звери  и  птицы?

- Что  мы  можем  сделать  для  птиц?

- Какие  птицы  прилетают  к  кормушке? Как  они  прилетают?

- Какой  корм  мы  можем  предложить  птицам?

- А  где  зимуют  насекомые?

Рассматривание   коры  лиственных  деревьев.

- Чем  отличаются  шишки,  которыми  питались  белка,  мышь  или  дятел?

Задание:  Набрать  шишек  с  разной  степенью  повреждения  для  изучения   

                их  в  классе.

Остановка 3 – «Теремок»

На  дереве  видны  гнёзда  из  веток.

- Чем  отличается  гнездо  грача  от  гнезда  белки?

- Какие  корма  заготавливает  на  зиму  белка  и  где она  их  прячет?

- Почему  звери  меняют  на  зиму  шубки?

- Как  питаются   зимой  волк,  лиса,  заяц,  лось?

- С  какими  птицами  зимой  «водит  компанию»   дятел?  Почему?

- Почему  зимующие  птицы,  когда  хотят  согреться,  распушивают  своё  оперение?

Остановка 4 – «Следы  на  снегу»

Рассматривание  следов  зверей  и  птиц  на  снегу.  Это  следы  зайца.  Покажите,  где  отпечатки  передних,  а  где  задних  ног,  спокойно  он  передвигался  или  убегал  от  опасности?

Около  другого  дерева  беличьи   следы.  А  почему  оно  исчезли?  Какие  ещё  звери  могут  обитать  на  земле  и  деревьях?

Когда  исчезают  следы  около  дерева,  всегда  можно  сказать,  кто  оставил  эти  следы.

Остановка 5 – «Около   берёзы»

- Внимательно  рассмотрите дерево и веточки на нём. Обратите  внимание,  что  веточки  на  берёзе  сохранились  такими  же,  как  были  осенью.  На  них  хорошо  видны  почки,  из  которых  весной  появятся  молодые  листочки. Обратите  внимание  на  то,  что  на  снегу  рассыпаны  семена  берёзы.  Как  вы  думаете,  что  произойдет  с  этими  семенами  весной?  А  что  представляют  собой  семена  дуба,  липы,  клёна?

Задание:  Насобирать  в  коробочки  семена  берёзы,  рассмотреть  их  в  классе.

- Внимательно  посмотрите  на  эти  деревья.  Как  они  называются? (сосна  и  ель).  Чем  они  по  внешнему  виду  отличаются  друг  от  друга,  а  от  других  деревьев?.

А  теперь  измерьте  толщину  снежного  покрова,   найдите  под  снегом  живые  лесные  растения.  Именно  снег  сохраняет  их  от  вымерзания. Многие  растения  продолжают  свою  жизнь  и  зимой  под  снегом.  Ими  питаются  мышевидные  грызуны.

Мы  подошли  с  вами  к  кормушкам,  которые  развешивали  осенью. Давайте  наполним  их  кормом  для  птиц.

Итог  экскурсии:

Наша  экскурсия  подошла  к  концу.  Подготовьте  ответы  к  следующим  вопросам:

- Чем  вам  понравился  зимний  лес?

- Как  приспособились  к  жизни  в  зимних  условиях  растения  и  животные?

Ответы  на  вопросы  рассмотрим  на  уроке.

УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ (Разработала учитель начальных классов Пикуль Марина Николаевна)

ТЕМА:      Число и цифра 7

Тип урока:   формирование знаний

Форма обучения: фронтальная работа

Цели урока:

  • создать условия для знакомства учащихся с цифрой и числом 7; определить место числа 7 на числовом луче; учить писать цифру 7;
  • продолжить работу по усвоению структуры задач, решению простых задач, раскрывающих смысл сложения и вычитания;
  • развивать внимание, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к познанию нового, аккуратность при выполнении письменных работ.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, авт. Т. М. Чеботаревская;

счётные палочки, карточки  для игры «Подбери пару», мяч, картинка «Весёлая семёрочка», сигнальные  карточки,  кассы цифр;  Белоснежка и семь гномов; лесной домик.

                                       Ход урока

1 Организационный момент

--- Ребята, проверим, всё ли у вас готово к уроку. На парте должны быть: учебник, тетрадь, касса цифр, ручки, сигнальные карточки. Кроме того, нам понадобятся бодрое самочувствие и  рабочий настрой. У кого настроя нет, давайте настроимся вместе. Вспомним, что:

И богата, и сильна

Математика – страна.

Тут примеры и задачи,

Игры, шутки – всё для нас (Хором)

                                        Пожелаю вам удачи –

                                        За работу! В добрый час!  (Хором)

2  Актуализация знаний. Разминка.

--  Какой сегодня день недели?

--  Какой день был вчера?

-- Какой день будет завтра?

-- Какой сейчас месяц?

-- Назовите сегодняшнюю дату?   Молодцы!

3  Устный счёт

Начинаем устный счёт,

Он уверенность даёт.

         Все внимательно считаем

         Ни минутки не теряем.

  1. Игра « Весёлый мячик». Счёт по кругу до 20 вперёд и обратно.
  2. Игра «Число заблудилось».  Работа с кассой цифр.
  3.  Игра «Назови соседей». На доске расположены фигурки гномиков в различном порядке. Учитель указывает на гномика с цифрой, ученики называют его соседей слева и справа.
  4.  Игра « Подбери пару». Повторение состава чисел 4,5,6.

Работа в парах.

-- На улице холодно, пришла пора надевать рукавички.  У вас на партах рукавички не простые, а математические. Их тут много, не одна пара. Пару составляют те рукавички, на которых написаны примеры с одинаковым ответом. Вам нужно разобрать их на пары и соединить верёвочкой.

Самопроверка.  ( Ответы)

Учитель: У кого нет ошибок. Поднимите сигнальные карточки с личиком, которое улыбается. У кого есть ошибки. Поднимите задумчивое личико.

4  Изучение нового материала. Постановка учебной задачи.

-- Ребята, как вы предполагаете, какую цифру мы будем сегодня изучать на уроке? ( Ответы)

-- Правильно! Вот она наша « Весёлая семёрочка». А что вы хотите о ней узнать? Чему научиться?

Цель нашего урока – познакомиться с числом и цифрой 7, найти её место на числовом луче. Постараемся научиться красиво и правильно писать цифру 7 в тетрадях. Будем решать примеры и задачи. А помогут нам в этом герои сказки « Белоснежка и семь гномов»

5  Подготовка к восприятию нового материала

Коллективная работа

-- Ребята, посмотрите внимательно,   сколько гномиков выстроилось около ёлочки? (6)   - Что нужно сделать, чтобы их стало 7? ( Добавить ещё одного)

-- Сколько всего стало гномиков?  ( 7)

-- Как получили число 7?

Работа на числовом луче.

-- Определите, где стоит число 7 в натуральном ряду?  ( В натуральном ряду число 7  стоит на седьмом месте между числами 6 и 8)    Молодцы!

Физкультминутка

 Мы  друг дружке улыбнёмся

и немножко разомнёмся.

       Все ребята дружно встали

       И на месте зашагали.

       На носочках потянулись,

       В обе стороны качнулись.
      Сколько ёлочек зелёных

      Столько сделаем наклонов.( 7)

      Сколько у пенька грибков

Столько сделаем прыжков. (7)

Как пружинки мы присели

И на место тихо сели.

6 Знакомство с числом и цифрой 7. Запись числа 7.

 -- На что похожа цифра 7?

          Семёрка – коса,

          Коси коса,  когда  роса.

Учитель: Цифра семь известна всем.

                Что сказать о цифре семь

-- В чём разница между числом и цифрой?

-- Чего бывает по семь? (7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги)

-- В каких сказках  встречается цифра семь? ( « Волк  и семеро козлят»,  «Белоснежка  и семь  гномов», « Сказка о мёртвой  царевне  и  семи богатырях»

Это интересно …

Когда - то семёрка была последним предельным числом, и употреблялось в значении « много», « все». Отсюда и смысл поговорок « Семеро одного не ждут», « Семь раз отмерь- один отрежь», «Работать до седьмого пота». Нередко в древности числу семь приписывали волшебную силу. Лекари вручали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах, и советовали пить их 7 дней.

-- Попробуйте составить цифру 7 из счётных палочек.

-- Какие ещё фигурки можно сложить из семи палочек?  Молодцы!

-- А сейчас « Весёлые задачки»  для вас. Будьте внимательны!

1.  На полянке у дубков

   Крот нашёл шесть грибков

   А подальше, у осин,

   Он нашёл ещё один.

   Кто ответить нам готов:

  Сколько ёж нашёл грибков?

2.  Пять  ворон на крышу сели

   Две ещё к ним прилетели

   Отвечайте быстро, смело:

   Сколько всех их прилетело?

Задачка для смекалистых

На дереве сидели 7 птиц. Все, кроме 2 птиц, улетели. Сколько  птиц  осталось на дереве? ( 2)  Молодцы!

Запись числа 7.

-- Какое интересное число! Давайте поучимся красиво писать цифру 7.

-- Из каких элементов состоит цифра 7?

  • Объяснение учителя.
  • Письмо в воздухе.
  • Письмо по линейке.
  • Подготовка руки к письму.
  • Повторение правил посадки во время письма.
  • Написание цифры 7.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Учитель: Глазки наши устали. Когда цифру мы писали.

                Ручки то же отдохнут, нашим глазкам помогут.

Упражнение «День- ночь», « Часики».

Работа в учебнике.  (Стр.80 – 81)

Задание 1

-- Сколько времени показывают наши часики? (7)  Как получили число 7 из палочек? Как расположены 7 точек на косточке домино?

Задание 3 . Решаем примеры на числовом луче.

Задание 6 .   Объясните, кто что сосчитал?

Задание 4, 5. Составить задачу о мышатах (лебедях).

                          -- Назовите  условие, вопрос.

 -- Почему выполнили сложение (Вычитание)

                          -- Прочитайте решение.

                          -- Назовите ответ.    Молодцы!

Закрепление изученного материала

--- Белоснежка и её друзья приглашают нас в свой лесной домик, чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний урок. Смотрите, какой красивый домик у гномов.

Задание 1  -- Сосчитайте, сколько деталей понадобилось для строительства

домика?   (7)

-- На  какие части их можно разбить?  (По форме и по цвету)    Молодцы!

Задание 2 Поднимитесь по лесенке до самой трубы домика, записав числа по возрастанию и убыванию (Число 7 записывается на трубе домика)

Задание 3Гномик повесил грибки сушить. Посмотрите, какое число заблудилось.  Найдите его место в ряде чисел.

Подведение итогов. Рефлексия.

--- Молодцы! Наши герои очень вами довольны.

     Каждый из вас очень много трудился,

     Каждый из вас  очень много успел,

 Каждый из вас результатов добился,

     И так незаметно урок пролетел.

- Ребята, какая цель была поставлена перед нами в начале урока? Достигнута ли цель урока?

--- Что особенно запомнилось?

--- С каким настроением вы заканчиваете урок?

--- Ваши пожелания друг другу.

Литература:

1.Использованиездоровьесберегающих технологий в деятельности учителя начальных классов» - авт. Т.А.Зеленко, О.В. Добрянская. – Мозырь:  «Содействие», 2009г

2. « Сквозь призму сказки» - авт. В.Н.Юхновская – Мозырь: «Белый Ветер», 2009 г.

3. «Уроки по изучению цифр и чисел в 1 классе: авт. Г.И. Мохначёва – Мозырь: « Белый Ветер»  2011 г.

4. «Чтобы было интересно: нетрадиционные формы проведение занятий с младшими школьниками. – Мозырь: «Содействие» 2010г

<script></script><script></script>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.