Профориентационная игра для учащихся 8 класса
«Турнир знатоков профессий»
Цель: содействие в расширении общей осведомленности школьников о мире профессий.
Задачи: - расширить представление учащихся о деятельности специалистов отдельных профессий;
-способствовать развитию познавательного интереса к миру профессий, формированию мотивации к самопознанию;
- способствовать формированию ответственности и готовности к обоснованному выбору профессии.
ХОД ИГРЫ
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами играем! А тему игры подскажет притча (слайд 2):
Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?» Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!» Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением сказал, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад.
-Как вы думаете, в чем основная мысль этой притчи?
Учащиеся отвечают, что притча показывает разное отношение людей к своему труду. Для одного человека работа в тягость, для другого – жизненная необходимость. Только третий видит в ней смысл, перспективу, испытывает радость от результатов труда.
-Для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно быть информированным: читать о разных профессиях, узнавать о них от знакомых и близких, «примерять» их на себя. Начинаем наш Турнир знатоков профессий.
Тур 1. Разминка
Необходимо назвать профессию. Оценивается скорость и правильность ответов. Тот участник, который первым поднимает руку, имеет право на ответ и 1 балл. Если ответ неправильный, право переходит к следующему игроку.
1.В ресторанах их найду я-
Это люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках. (Повар) (Слайд 3)
2.Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку.
На педаль поставив ногу
И крутя рукой баранку. (Водитель) (Слайд 4)
3.Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель) (Слайд 5)
4.Не художник он, но краской
Пахнет непременно.
По картинам он не мастер –
Мастер он по стенам. (Маляр) Слайд 6)
5.на станке детали точит
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь) (Слайд 7)
6.Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Это врач - ….(Ветеринар) (Слайд 8)
Тур 2.Словарь
-Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся следующие группы слов:
Рисунок, проект ,план, город, чертеж, конструкция, здания. (Архитектор)
Ткань, раскрой, лекало, ножницы, ателье. (Швея)
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
Правопорядок, преступление, закон, сила, безопасность. (Милиционер)
Газета, новости, факты, редакция. (Журналист)
Книга, фонд, знания, тишина, каталог. (Библиотекарь)
Волосы, ножницы, прическа, стиль. (Парикмахер)
Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, рельсы. (Машинист локомотива)
Земля, поле, теплица, растения, уход. (Агроном)
Тесто, мука, хлеб, вкус, чистота, печь. (Пекарь)
Тур 3.Конкурс пословиц
- Какую пословицу или поговорку можно подобрать к данной профессии?
Военнослужащий: Жить – родине служить. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Слайд 9)
Кузнец: Куй железо, пока горячо. Тяжело молоту, тяжело и наковальне. (Слайд 10)
Рыбак: Худой сетью рыбы не наловишь. Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (Слайд 11)
Хлебороб: Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой. Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит. (Слайд 12)
Повар: Недосол – на столе, пересол – на спине. Кашу маслом не испортишь. (Слайд 13)
Портной: Семь раз отмерь, один – отрежь. Как шьется, так и носится. С иголки хлеб колкий. (Слайд 14)
Врач: Береги платье снову, а здоровье – смолоду. Болен – лечись, здоров – берегись. (Слайд 15)
Тур 4. Мозговой штурм
-Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действия: человек-природа, человек-человек, человек-техника, человек - художественный образ, человек - знаковая система. Задание состоит в том, чтобы названную профессию отнести к одному из перечисленных типов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Программист, штурман картограф, экономист; метеоролог, садовод, охотовед, микробиолог; арматурщик, столяр, водитель, электромонтер; адвокат, парикмахер, санитарка, официант; скульптор, композитор, стеклодув, гравер.
Правильность выполнения задания можно проверить по таблице (Слайд 16).
Подведение итогов: подсчитываются баллы, набранные каждым участником, объявляется благодарность за участие, награждаются победители.
После награждения победителей обсуждаются результаты турнира. Ребята делятся впечатлениями и отвечают на вопросы:
-Что нового вы узнали о мире профессий?
- О каких профессиях услышали впервые?
-Понравилось ли вам участвовать в игре?
- Какие задания вам понравились больше всего?
-И в конце игры я хочу вам напомнить, что выбор профессии - самый сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не представляйте выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйтесь информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». (Слайд 17)
Литература:
1.Жук Л.И. В компьютерной стране.-Минск: Красико-Принт, 2009.-128с.
2.Хитова Жанна.Турнир знатоков профессий.//Кем быть? № 10, 2014.
ВИКТОРИНА «Найди ответ»
ЦЕЛЬ: экологическое воспитание
ЗАДАЧИ: - расширить представление детей о домашних животных;
-воспитывать ответственное отношение к представителям животного мира.
1. Кто такие тяжеловозы?
Верблюды Ездовые собаки Лошади
2.Как определить возраст лошади?
По длине хвоста По зубам По форме копыта
3.Как спят лошади?
Стоя Лёжа Как когда
4.Бывают ли черные лошади?
Не бывают Бывают, но по -другому называются Конечно, бывают
5.Что называется табуном?
Стадо овец Стадо лошадей Козье стадо
6. Правши или левши лошади?
Правши Левши Ни то, ни другое
1.В какой стране корова считается священным животным?
В Египте В Индии В Англии
2.Как корова ест траву?
Кусает Обрывает Другим способом
3.Какую траву нельзя давать домашним животным?
Свежескошенную Сухую С городских газонов
4.Может ли бык справиться с волком7
Не может Может Может, но сам не нападает
1. Какие козы бородаты?
Старые Бородатых коз не бывает Породистые
1.Одевается ли кролик к зиме в белую шубку?
Да Не полностью Нет
2.Может ли домашний кролик жить зимой во дворе?
Не может Может, если его хорошо кормить Может, в обогреваемой клетке
1.Существуют ли ситцевые куры?
Нет Так называется порода Только в фантазиях людей
2.Кто такие минорки?
Грустные овцы Печальные козы Породистые куры
3.Летают ли куры?
Да, хорошо Летают, но плохо и редко Не летают
4. Почему куры глотают мелкие камни?
От голода Они случайно попадают вместе с пищей Специально
4. Почему у курицы белые яйца?
Не хватает красящего фермента Для маскировки По другой причине
1. Кто был предком современных гусей?
Белолобый гусь Серый гусь Белый гусь
2.Есть ли у птиц зубы?
Нет Есть у некоторых Есть только у птенцов
3. Как называется самец утки?
Гусак Петух Селезень
1. Почему пчелы танцуют?
Так они разговаривают друг с другом Оттого, что им весело Просто так
2.Могут ли пчелы отбирать мед у других пчел?
Не могут Они это не делают Могут
3.Что называется бортничеством?
Пчеловодство Разведение боровов Охота на боровую дичь
4.Что называется пергой?
Собранная пчелами пыльца Нектар Пыльца, смешанная с медом
1.Кто такой ньюфаундленд?
Служебная собака Декоративная собака Охотничья собака
2. Чем занимается кинолог?
Снимает кино Фотографирует животных Собаками
3.Втягиваются ли у собак когти как у кошек?
Да, хорошо Втягиваются, но плохо Нет
4.Можно ли давать собаке сладкое?
Можно Можно, но редко Нельзя
1. В какой стране кошка считалась священным животным?
Греция Египет Китай
2. Почему кошка часто умывается?
Она грязная От нечего делать Чтобы избавиться от запаха
3.Может ли характер кошки зависеть от её окраски?
Может Не может Может лишь в определенной степени
4.Сколько век на глазу у кошки?
Одно Два Три
<script></script>